Оглавление:
- ТЕСТ№16 по теме: «Написание суффикса –ок- после шипящих».
- Полезные заметки обо всем
- Примеры слов с суффиксами -к-, -ек-, -ик-, -ок-
- Правило ок ек после шипящих
- Sokolieds.ru
- «Существительные с суффиксом – ок.
Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце — «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Написание суффикса — ок — после шипящих.» - Правописание слов с суффиксами -ок, -ёк — (3 класс)
- «Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса — ок — после шипящих.»
ТЕСТ№16 по теме: «Написание суффикса –ок- после шипящих».
Стр 10 из 10 2 вариант 1 . Укажите в каком существительном суффикс написан неправильно. а)дружок б) жучёк в) пастушок 2. Укажите существительное, в суффиксе которого не пишется буква -о-.
а)луж.к б) волч.нок в) ореш.к 3.
Найти ряд с пропущенной –о-: 1) чулоч.к, петуш…к, горш.к 2) прут.к, цвет.к, кирпич…к 3) языч.к, стиш…к, горош…к 4) луж…к, пастуш.к, снеж…к 4.
Укажите существительное, в суффиксе которого пишется буква -о-. а )овраж.к б) жуч.к в) горош.к 5.
Укажите существительные с суффиксом –ок- а) старич…к, б) жуч.к, в) дубоч…к, г) кусоч…к, д) гребеш…к, е) ящич…к. Самостоятельная работа по теме: « Изменение имен прилагательных по родам и числа» 1.К данным прилагательным подберите имена существительные трёх родов и множественного числа.(например: маленький ученик, маленькое дерево, маленькая девочка, маленькие дети.) 2.
У прилагательных выделите окончания и определите число и род. Тихий – Голубой – Красивый – Самостоятельная работа по теме: « Изменение имен прилагательных по родам и числа» 1.
Подберите к данным прилагательным существительные, подходящие по смыслу. 2. Определи число и род прилагательных и выделите окончания. Яркое, ласковое, весеннее ____________.
Мягкий, теплый, пушистый __________. Дальняя, трудная, незнакомая __________. Смешной, забавный, короткий ________.
Тест №17. «Гласные в суффиксах существительных ек и ик» 1 вариант 1.В суффиксах ек и ик при выпадении гласного следует писать букву: А) и б) е в) ё г) о 2. В слове шалаш.к на месте пропуска пишется буква А) и б) е в) ы 3.
Слово с суффиксом «ик».
Правописание слов с суффиксами «ик»
Слова с суффиксами –ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников.
Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема.
Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.А какие слова с суффиксами –ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом –ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания.
Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце — «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского
Полезные заметки обо всем
Слова с суффиксами –ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников.
Более того, далековато не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та либо другая морфема. Вот поэтому представленную статью мы решили предназначить этой теме.
Назовите 2 слова с суффиксом –ик-.
Необходимо подчеркнуть, что сделать это нетрудно, но исключительно в том случае, если вам понятно основное правило российского языка, которое разъясняет правописание буковкы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некая часть людей повсевременно совершает одни и те же ошибки, и заместо «ключик» пишут «ключек», заместо «куст» – «кустек», «мячик» – «мячек» и проч.
Вот поэтому в школьной программке этой теме уделяется повышенное внимание.
А какие слова с суффиксами –ек-/-ик- понимаете вы? К ним относятся последующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, куст, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчишка, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусок, лицо, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождь, орех, садик, котёночек и пр.
Примеры слов с суффиксами -к-, -ек-, -ик-, -ок-
Содержание Суффиксы -к-, -ек-, -ик-, -ок- встречаются в морфемном составе существительных с уменьшительно-ласкательным значением.В морфемном составе многих существительных нет суффикса -к-, например, не будем его искать в непроизводных словах:
- почка
- вилка
- куртка.
- маска
- ложка
- банка
- шапка
- кружка
- марка
- тарелка
Суффикс -к- имеет и образует от существительных новые слова с этим оттенком значения, например:
- печь — печка;
- куртка — курточка.
- шапка — шапочка;
- береза — берёзка;
- марка — марочка;
- подкова — подковка;
С помощью суффикса -к- от глаголов образованы существительные со значением процесса или результата действия, например:
- прополоть — прополка;
- загородить — загородка .
- побелить — побелка;
- поездить — поездка;
- занавесить — занавеска;
- покрасить — покраска;
Суффикс -ек- аналогично образует существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Встречается он после шипящих в словах :
- кармашек
- платочек
- горошек
- мешочек
- ларёчек
- веничек
- лепесточек
- ботиночек
- орешек
- человечек
- барашек
В этом безударном суффиксе пишется буква «е», если в нем выпадает гласная при образовании формы родительного падежа единственного числа существительного:бара́шек — нет бара́шка.Напротив, в существительном мужского рода пишется суффикс -ик-, если в нем не происходит исчезновения гласной в форме родительного падежа единственного числа, например:
- ба́нтик — нет ба́нтика.
- кре́стик — нет кре́стика;
- но́лик — нет но́лика;
Приведем примеры слов, имеющих суффикс -ик- в морфемном составе:
- прутик
- дождик
- мостик
- коврик
- столик
- дворик
- часики.
- карандашик
- ковшик
- садик
- столбик
- домик
- носик
- лучик
- кубик
- рублик
- шалашик
- хвостик
- холмик
- листик
В морфемном составе существительных под ударением после шипящих согласных «ж», «ч», «ш», «щ» пишется суффикс -ок-:
- зрачок
- прыжок
- борщок
- гребешок
При образовании новых слов с помощью суффикса -ок- в корне происходит , например:
- волк — волчок
- жук — жучок;
- башмак — башмачок;
- стог — стожок;
- барсук — барсучок;
- круг — кружок;
- очаг — очажок;
- друг — дружок;
- сундук — сундучок;
- снег — снежок;
- родник — родничок;
- сапог — сапожок;
- балык — балычок;
- каблук — каблучок;
- пух — пушок;
Правило ок ек после шипящих
- совершенствовать знания учащихся о написании суффикса -ок-,
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.
- развивать умения и навыки правописания суффиксов имен существительных, память, внимание, речь, умение слушать,
1.
3. Изучение нового материала.
Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса?
Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о. 4. Работа по учебнику с. 20 № 1.
Образуй слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы. башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык.
(Слайд 7, проверка) 5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2 №1.Добавь суффиксы -ек-, -ок-. 6. Работа в парах. Составь и запиши десять слов, используя суффиксы -ек-, -ок-. сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.
Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса -ек-.
Sokolieds.ru
Содержание: Слова с суффиксами –ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников.
Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.
Назовите 2 слова с суффиксом –ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме.
Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» — «кустек», «мячик» — «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание. А какие слова с суффиксами –ек-/-ик- знаете вы?
К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр. Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом –ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания.
Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.
«Существительные с суффиксом – ок.
Написание суффикса — ок — после шипящих.»
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков Рефлексия деятельности Организовать деятельность учащихся по решению поставленной задачи Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.
— Ребята, давайте вспомним цель нашего урока. — Как вы думаете, мы её достигли?
— А теперь посчитайте, сколько жетонов набрала каждая группа? — Вспомните эпиграф нашего урока.
Слайд — На ваш взгляд, вы достигли успеха? Оцените результат своей работы нашими листиками.
-Кто хочет пояснить свою оценку?
— А кто постарался больше всех, чтобы ваша группа была успешной?- Подарите друг другу комплимент за работу на уроке. Читают задание, затем работают в группах. Самый быстрый проверяет у своей группы Учащиеся выполняют задания по карточке 3.
Совершенствовать знания в написании суффикса – ок. — «С малой удачи начинается успех!» Слайд 13 стр.54, №59 Слайд 14 Проверка по слайду текста. Слайд 15 проверка
Урок русского языка в 3-м классе по теме «Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных»
- , учитель начальных классов
Разделы: Цели урока:
- развивать умения и навыки правописания суффиксов имен существительных, память, внимание, речь, умение слушать,
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.
- совершенствовать знания учащихся о написании суффикса -ок-,
Ход урока 1.
Организационный момент Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки? Тогда урок начнем сейчас, Раз все у вас в порядке. Будьте внимательны, Послушны и наблюдательны. Чтобы русский язык познавать, Нужно серьезно все изучать.
2. Словарная работа (, слайд 5 ,6 ) .птека, б.седа, б.л.то, дев.чка, з.бота, з.вод, м.рковь, к.л.ндарь, к.стрюля, .г.род, р.кета, тр.мвай, ш.к.лад, ш.фер. 3. Изучение нового материала. Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса?
Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о. 4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы.
башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык.
(Слайд 7, проверка) 5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2 №1.Добавь суффиксы -ек-, -ок-.
человеч_____ щелч________ горош_______ прыж_______ ящич_____ кореш_____ пирож_____ старич_____ сапож______ вечероч_____ ножич_______ быч_________ 6.
Правописание слов с суффиксами -ок, -ёк — (3 класс)
54116117209318121923815277132101624252621282214 Код презентации скопируйте его Ширина px Вы можете изменить размер презентации, указав свою ширину плеера!
1 14 Cлайд 1 Правописание слов с суффиксами -ок, -ёк. Cлайд 2 На уроке я сижу, Не шумлю и не кричу.
Руку тихо поднимаю, Если спросят – отвечаю.
Cлайд 3 Девятнадцатое января. Классная работа. Cлайд 4 Орфографическая минутка.
дом — к цветоч — к листоч — к заборч — к лесоч — к дубоч — к зайч — к пенёч — к дружоч — к луч — к Cлайд 5 о к ко ок горошки окошки пушок Какие сочетания букв могут являться суффиксами? Спишите слова. Разберите слова по составу. О каком слове можно сказать, что оно «лишнее»?
Почему? Над правописанием какого суффикса мы будем сегодня работать? Cлайд 6 Кулачок, бочок, рожок, кру-жок, корешок.
Спишите слова. Поставьте ударение Выделите суффикс Подчеркните согласную перед суффиксом Сформулируйте правило о написании в словах суффикса -ок Cлайд 7 Правило.
После шипящих под ударением пишется -ок: бережок, волчок, петушок, сапожок.
Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение: ножичек, орешек. Cлайд 8 Образуйте от слов снег, жук, паук, язык однокоренные слова при помощи суффикса –ок.
Подчеркните букву в корне, которая изменилась при образовании нового слова. Cлайд 9 Утром встал гусак на лапки, Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо, Приседанье сделал справно, Клювиком почистил пух, И скорей за парту плюх Cлайд 10 С.
«Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса — ок — после шипящих.»
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков Рефлексия деятельности Организовать деятельность учащихся по решению поставленной задачи Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.
Организовать ситуацию рефлексии Оценивание работы ребят — Продолжаем с вами работу в тетради для самостоятельных работ. Откройте тетрадь на странице 54, №59.
Прочитаем задания. С этим заданием все справились!
Молодцы! — Предлагаю вам следующее задание Карточка 3 Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке Снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг. — Ребята, давайте вспомним цель нашего урока. — Как вы думаете, мы её достигли?
— А теперь посчитайте, сколько жетонов набрала каждая группа? — Вспомните эпиграф нашего урока.
Слайд — На ваш взгляд, вы достигли успеха? Оцените результат своей работы нашими листиками.
-Кто хочет пояснить свою оценку? — А кто постарался больше всех, чтобы ваша группа была успешной?- Подарите друг другу комплимент за работу на уроке. Читают задание, затем работают в группах.
Самый быстрый проверяет у своей группы Учащиеся выполняют задания по карточке 3. Совершенствовать знания в написании суффикса – ок.