Преступление и наказание пейзажи часть 1 глава

Литературный портал «Шпаргалкино» Сочинения, рефераты, шпаргалки


06.01.2012 | Рубрика: » » » План сочинения 1. Вступление. Основной тип пейзажа у Достоевского. 2. Основная часть. Пейзаж и его функции в романе.

— Условность пейзажей Достоевского. и Гоголь. — Достоевский и русский писатели. — Два типа пейзажей в романе.

Невзрачность красок и тонов у Достоевского.

— Образ солнца в пейзажах и его значение в романе.

— Образ заходящего солнца и его значение.

— Образ восходящего солнца и его значение.

— Лунный пейзаж в романе. — Символический пейзаж в грезах героя.

— Картина Зимнего дворца и ее значение в романе.

— Пейзажи, связанные с образом Свидригайлова.

Мрачность, безысходность картин природы. — Картина природы во сне героя.

— Пейзаж последнего дня жизни Свидригайлова. 3. Заключение. Значение пейзажей в романе.

В романах Достоевского мы чаще всего встречаем урбанистический пейзаж. Описания же природы у Достоевского достаточно кратки и всегда тесно связаны с внутренним состоянием героев, с их чувствами, с сюжетом, с идеей произведения. Однако связь эта не подчеркивается писателем (пейзаж у него не сливается с переживанием героя), но подразумевается.

Эта связь обуславливает некую условность пейзажей, их «заданность». Так, в «Преступлении и наказании» пейзажи, наряду с интерьерами, создают впечатление чего-то негармоничного, безобразного, искривленного.

Эта условность картин природы напоминает нам условность пейзажей у Гоголя.

Однако у Гоголя описание природы в целом было подчинено раскрытию характера героя, у Достоевского же пейзаж более многозначен.

Пейзаж и его функции в романе Ф.М.

Достоевского «Преступление и наказание»

В романах Достоевского мы чаще всего встречаем урбанистический пейзаж.

«Достоевский понимает поэзию города. В шуме столицы он находит такую же прелесть и тайну, как другие поэты в рокоте океана; они убегают от людей в „широкошумные дубравы» — он бродит, одинокий, по улицам большого города.

В лесах, на берегу океана, под открытым небом все видели тайну, все чувствовали бездны природы, но в наших унылых прозаических городах никто, кроме Достоевского, не чувствовал так глубоко тайны человеческой жизни», — писал Д. Мережковский.Описания природы у Достоевского достаточно кратки и всегда тесно связаны с внутренним состоянием героев, с их чувствами, с сюжетом, с идеей произведения. Однако связь эта не подчеркивается писателем (пейзаж у него не сливается с переживанием героя), но подразумевается.

Эта связь объясняет некую условность пейзажей, их «заданность». Так, в «Преступлении и наказании» пейзажи, наряду с интерьерами, «неуклонно раскрывают единый смысл: впечатление чего-то в большей мере неправильного, нестройного, искривленного, грязного, безобразного».

Эта условность картин природы напоминает нам условность пейзажей у Гоголя. Однако у Гоголя описание природы в целом было подчинено раскрытию характера героя, у Достоевского же пейзаж более многозначен.

Описания природы у этого писателя зачастую символичны, предваряют те или иные события, ситуации.Картины природы у Достоевского, как и у Лермонтова, Толстого, Тургенева, зачастую даются в восприятии героев, отражают их впечатления.

Научная библиотека РГУ имени С.А.

Есенина

Ф. М. Достоевский, прослеживая в романе «Преступление и наказание» зарождение и развитие идеи Раскольникова, показывает, что наравне с другими факторами немало способствовал этому сам пейзаж Петербурга. Так, в начале романа описывается, какое впечатление произвели на героя невские острова: «Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам.

Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных.

Но скоро и эти новые, приятные ощущения перешли в болезненные и раздражающие. Иногда он останавливался перед какою- нибудь изукрашенною в зелени дачей, смотрел в ограду, видел вдали, на балконах и террасах, разряженных женщин и бегающих в саду детей. Особенно занимали его цветы; он на них всего дольше смотрел.

Встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы…» (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1973. Т. VI. С. 45; далее — только том и стр.). Архипелаг невских островов (Петровский, Аптекарский, Крестовский, Каменный, Елагин) был окраиной города. Там находились дачи петербургской знати и дворцы, принадлежавшие царской фамилии.

Пейзажи островов вызвали у Раскольникова двойственные чувства. Они словно являли глазам героя тот идеал гармоничного единения с природой, к которому вечно стремится человеческое сердце.

Но не случайно первые, непосредственные «приятные ощущения» вскоре сменились у Раскольникова озлоблением. Он вспомнил, что этот светлый, прекрасный мир создан для узкого круга

Преступление и наказание часть 1 глава 1 пейзаж

Краснова Вера Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Дубровская СОШ» Методическая разработка урока литературы Тема. Роман «Преступление и наказание» Петербург Достоевского или «Лик мира сего» помочь учащимся не только увидеть Петербург Достоевского, скученность, удушающую тесноту человеческого существования, но и проникнуться сочувствием к страдающим людям; показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; подвести к осмыслению основного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; сформировать у учащихся собственную нравственную и эстетическую оценку изображаемого в романе: Петербург – соучастник преступления и поэтому городу – преступнику Достоевский противопоставляет спасательную христианизированную пустыню; развивать умение работать с текстом художественного произведения, выделять главное; формировать коммуникативную компетентность, умение находить необходимую информацию, анализировать ее и правильно выбирать пути решения поставленных задач; формировать у учащихся умение использовать информационно-коммуникационные технологии; воспитывать сочувствие и сострадание, внимательное отношение к художественному слову, искусству, любовь к классической литературе.

Оборудование: компьютеры, подключенные к сети Интернет; мультимедиа проектор; декорация «Петербург Достоевского» (светлый фон декорации используется как экран для проецирования); карточки с заданиями; тесты, составленные в программе Microsoft Excel; презентация к уроку; ученическая презентация «Петербург Гоголя и Пушкина».

gigabaza.ru Так пролежал он очень долго.

Преступление и наказание.

подскажите пожалуйста,где в романе даны описания пейзажей?

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины.

Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить.

Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой.С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в -ю улицу.

Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками — портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч. Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома. Тут служили три или четыре дворника.

Молодой человек был очень доволен, не встретив ни которого из них, и неприметно проскользнул сейчас же из ворот направо на лестницу. Лестница была темная и узкая, «черная», но он все уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был неопасен.

Преступление и наказание часть 1 глава 1 пейзажи петербурга


По его мнению, прогресс движется эгоизмом, то есть личным интересом.

Если делиться с ближним последней Рубашкой, то ни у него, ни у тебя рубашки не будет, а оба будете полуголые ходить. Чем богаче и устроеннее отдельный индивид и чем больше таких индивидов, тем богаче и благоустроеннее общество. Разговор снова переходит на убийство старухи. Зосимов говорит, что следователь допрашивает закладчиков, т.

е. тех, кто приносил старухе вещи.

Лужин философствует о том, почему увеличилась преступность не только среди «низших классов», но и среди относительно обеспеченных.

Раскольников говорит, что «по вашей же теории вышло» — если каждый за себя, то и людей резать можно.

«А правда, что вы говорили, будто жену лучше из нищеты брать, чтобы потом над ней лучше властвовать?»

Лужин возмущается и говорит, что эти сплетни распускает мать Раскольникова.

Инфо Когда Раскольников очнулся, то увидел у себя в комнате Разумихина и кухарку Настасью, которые ухаживали за ним во время болезни. Приходит артельщик, приносит деньги от матери (35 рублей). Разумихин вексель у квартирной хозяйки забрал, поручился за Раскольникова, что тот заплатит. Важно Покупает Раскольникову одежду.

В каморку Раскольникова приходит Зосимов — студент-медик, чтобы осмотреть больного. Говорит с Разумихиным об убийстве старухи-процентщицы.

Выясняется, что по подозрению в убийстве арестовали красильщика Миколая, а Коха и Пестрякова (те, что во время убийства пришли к старухе) отпустили. Миколай принес содержателю распивочной футляр с золотыми серьгами, которые якобы нашел на улице.

Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание».

Петербург Достоевского» методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературы.Тема урока — Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание».

Петербург Достоевского» Базовый учебник.

  1. Цель и задачи урока :

Цель: создание условий для формирования нравственных ценностей через постижение смысла романа Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание» Задачи:Обучающие— познакомить обучающихся с изображением Петербурга в произведении Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»-проанализировать пейзажи Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры квартир героев романа, внешний облик людей в романе Ф.М.

Достоевского «Преступление и наказание».- сопоставить изображение Петербурга в романе Ф.М.

Достоевского и описание города у А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.Развивающие—формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;- формировать умения в диалоге выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию.Воспитательные— воспитывать любовь к русской классической литературе и художественному слову;- воспитывать умения сострадать, сочувствовать, сопереживать;- умения работать в команде.Тип урока — урок комбинированныйФормы работы учащихс я- групповая форма обучения, индивидуальная, коллективная.Необходимое техническое оборудование:

  1. Л.В. Бетховен « Лунная соната»
  2. — проектор, доска;
  3. — презентация к уроку;

Ход урока:

  1. Ход урока

Позитивный настрой на урок (1 мин.)

  1. Добрый день, ребята.

    Сегодня у нас урок литературы и я надеюсь, что нам всем будет интересно на этом уроке.

Достоевский преступление и наказание часть 1 глава 1 пейзаж

Раскольников стоял на Николаевском мосту, по которому обычно ходил в университет, и «оборотился лицом к Неве, по направлению дворца» (6, 90, 89). В черновых вариантах Достоевский подчеркивал, что его герой, возвращаясь из университета,

«даже взял в привычку останавливаться минуты на две на мосту…»

(7, 39).

Открывавшаяся с этой точки обзора перспектива зданий, расположенных по обоим берегам Невы, не только будила историческую память, но и несла определенную социально- политическую информацию. На одном берегу здания Академии художеств, университета, Академии наук, Кунсткамеры (первого русского музея) ассоциировались с веком русского Просвещения и напоминали о наивных надеждах русских просветителей совершенствовать политический строй и общественно-социальную жизнь России, воспитывая разум и души своих современников, а прежде всего — правителей. Лишь изредка он «бормотал что-то про себя».

В этот миг юноша понял, что за последнее время он очень ослабел и уже второй день ничего не ел.

Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить… Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице… А между тем, когда один пьяный, которого неизвестно почему и куда провозили в это время по улице в огромной телеге, запряженной огромною ломовою лошадью, крикнул ему вдруг, проезжая: «Эй ты, немецкий шляпник!» – и заорал во все горло, указывая на него рукой, – молодой человек вдруг остановился и судорожно схватился за свою шляпу…

Пейзажи в преступлении и наказании часть 1 глава 1

Оглавление: В философии Достоевского очень значима мысль о том, что «гармония в человеческом обществе вообще — и гармония с прекрасной природой в частности — недостижимая мечта, утерянный рай». Если Пушкин, Гоголь, Гончаров и Толстой подчеркивали близость человека к природе, то в романах Достоевского гармония между человеком и природой нарушена.

Специфичность предмета изображения (город) обусловливает определенное однообразие пейзажей Достоевского. Как правило, это типовые пейзажи. Так, в романе «Преступление и наказание» мы встречаем два типа пейзажей.

Первый — это душные, пыльные, задымленные улицы, беспощадно палящее солнце, раскаленный асфальт.

Второй — хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве. Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками. Таков уже первый пейзаж романа.

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши.

Нестерпимая же вонь из распивочных. И пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».

Сильная жара и духота — неотъемлемая часть пейзажей «Преступления и наказания». Вот Раскольников выходит на улицу уже после убийства, и он снова попадает в ту же невыносимую атмосферу.

«На улице жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни.

Преступление и наказание (Достоевский)/Часть I/Глава II

Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, бежал всякого общества, особенно в последнее время.

Но теперь его вдруг что-то потянуло к людям. Что-то совершалось в нем как бы новое, и вместе с тем ощутилась какая-то жажда людей.

Он так устал от целого месяца этой сосредоточенной тоски своей и мрачного возбуждения, что хотя одну минуту хотелось ему вздохнуть в другом мире, хоть бы в каком бы то ни было, и, несмотря на всю грязь обстановки, он с удовольствием оставался теперь в распивочной.

Хозяин заведения был в другой комнате, но часто входил в главную, спускаясь в нее откуда-то по ступенькам, причем прежде всего выказывались его щегольские смазные сапоги с большими красными отворотами. Он был в поддевке и в страшно засаленном черном атласном жилете, без галстука, а все лицо его было как будто смазано маслом, точно железный замок.

За застойкой находился мальчишка лет четырнадцати, и был другой мальчишка моложе, который подавал, если что спрашивали. Стояли крошеные огурцы, черные сухари и резанная кусочками рыба; все это очень дурно пахло. Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным.

Бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми нам людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда, как-то вдруг, внезапно, прежде чем скажем слово.

Такое точно впечатление произвел на Раскольникова тот гость, который сидел поодаль и походил на отставного чиновника.

Преступление и наказание (Достоевский)/Часть I/Глава I

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту. Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице.

Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру.

Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился.

Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться. Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой.

Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
gaarant.ru