Будет интересно
Статьи

Правило жи ши пиши

Правило жи ши пиши

Шишкина школа. Русский язык. Видео


В начале урока русского языка Василиса прочитала ученикам письмо от мальчика Миши, который поздравлял всех с началом учебного года. Веснушка удивилась: — Но ведь учебный год начался давным-давно.

Странно, что Миша только теперь решил нас поздравить. — Миша поздравил нас вовремя. Однако письмо очень долго до нас добиралось из-за того, что Миша не знал одно правило русского языка, — пояснила ведущая.

— Ни за что не поверю, что из-за какого то правила письмо может не дойти до адресата, — изумился Зубок. Однако Василиса наглядно продемонстрировала ученикам, как такое может быть.

На конверте было написано: Куда: ШЫШКИН ЛЕС Кому: ШКОЛА ОТ МИШЫ — Ой, — удивилась Шуня, — так Миша неправильно написал название нашего леса. Правильно будет: Шишкин Лес. — Именно поэтому почтальон долго не мог найти того, кому это письмо адресовано. И поздравление так задержалось, — пояснила Василиса.

Есть такое правило в русском языке.

Смотрите: жи ши — примеры согласных, которые всегда твёрдые и никогда не смягчаются.

И хотя мы слышим после них звук «ы», но пишется всегда буква «и». Правило называется «не верь ушам своим»: «жи» и «ши» пиши с буквой «и». А теперь придумайте слова примеры с жи, ши.

У друзей получился даже маленький рассказ: «Ежи стали на лыжи и кричат: «Стрижи, бежим!». Или вот ещё одна история с примерами жи ши: «Мыши жирафу сшили жилет. Жираф их позвал в камыши на обед».

— Я очень надеюсь, что мальчик Миша смотрит нашу передачу, и теперь он будет знать правило: жи ши пиши с буквой «и», — сказала Василиса.

Откуда пошло правило «жи-ши»?

Почему писать нужно именно так?

Наверное, не один школьник и не раз задавал себе этот вопрос! Ведь знаем же мы:

  1. после согласных мягких пишется И: тина [т’и], мирно [м’и], висеть [в’и];
  2. Ы – после твёрдых: святыня [ты], мысль [мы], выгодный [вы] и пр.

А тут такая несуразица: звуки буквочки Ж и Ш обозначают твёрдые, отчётливо после них слышится [ы], а пишем И как будто после мягких согласных.

Почему? На каком основании? Основание есть, и имя ему – ТРАДИЦИЯ. Дело в том, что очень давно, когда письменность у древних русичей только зарождалась, в их языке не было шипящих твёрдых [ж] и [ш], а были мягкие [ж’] и [ш’]. Буква Ш имела такое же название, как и в нынешнем алфавите, буква Ж называлась солидно – ЖИВЕТЕ.

Обе обозначали, как уже сказано выше, звуки мягкие, а потому буковки и (иже, и восьмеричное) и i (и, и десятеричное) писались в них на законных основаниях:

  1. первая – во всех остальных случаях: животъ (жизнь в переводе на язык современный), шило.
  2. вторая – перед гласными: безбожiе, благодушiе;

Как произносились звуки [ж’] и [ш’], сказать трудно, вернее, невозможно представить себе звук [ш’], со звуком [ж’] проще. Нас ведь обманывают в школе, утверждая, что в русском языке звук [ж] не имеет парного [ж’]. Он есть, правда, в немногих словах, в качестве примеров приведу такие:

  1. в лексеме заморской жюри есть звук [ж’]: [ж’ур’и́];
  2. и среди слов русских сохранилась парочка с этим звуком, так что после Ж, вернее после ЖЖ, в них пишется И, согласно произношению.

Запомни!

— Справочник Пополнять справочник сайта могут только После ж, ч, ш, щ не пишутся ю, я, ы, а пишутся у, а, и, например: чудо, щука, час, роща, жир, шить.Буквы ю и я допускаются после этих согласных только в иноязычных словах (преимущественно французских), например: жюри, парашют (в том числе — в именах собственных, например: Сен-Жюст), а также в сложносокращённых словах и буквенных аббревиатурах, в которых, по общему правилу, допускаются любые сочетания букв.Исключениями считаются слова жюри, брошюра, парашют, пшют, фишю.

Но формулировке правила эти слова не противоречат.

См. чуть выше. ЧудоЩукаУчащаетсяЖивотноеШирокий Ноги у правила ЖИ-ШИ растут из прошлых веков, в кои существовали в русском языке мягкие [Ш] и [Ж]. Буква И и показывала эту мягкость. Сейчас Ч и Щ обозначают только мягкие звуки, а Ж и Ш — только твёрдые, соседняя гласная не может смягчить и без того мягкий или всегда твёрдый звук.

А раз при произнесении ЖЫ и ЖИ, ШЫ и ШИ, ЧЯ и ЧА, ЩЯ и ЩА, ЧЮ и ЧУ, ЩЮ и ЩУ звучали бы одинаково, логично было выбрать какое-то одно написание каждого слога, что и было сделано. В первых учебниках по грамматике для гимназий мы находим почти не изменившуюся по сей день формулировку этого правила. Хорошо бы тогда сразу привели к единообразию и написание , а то все учли в каких-то правилах, а с О и Ё мы так и мучаемся.

Но это отдельный разговор. Так вот, необходимость единообразного написания указанных слогов очевидна.

Урок «Ча-ща, чу-щу, жи-ши- правильно пиши!»

Тема: «Ча-ща, чу-щу, жи-ши- правильно пиши» Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Споры вызывают 2 момента:1. Выбор буквы после твёрдых Ж и Ш.
Цели урока: Закрепить навыки правописания сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА- ЩА, ЧУ-ЩУ, обобщить знания учащихся по данной теме; Способствовать развитию речи учащихся, умению чётко выражать свои мысли, развитию мыслительных процессов и познавательной активности; Развивать орфографическую зоркость учащихся; Воспитать интерес к работе в группе Воспитывать интерес к русскому языку, чувство культуры интеллектуального труда.

Подготовительная работа к уроку: · деление класса на группы, изучение правил работы в группе.

1.Самоопределение к учебной деятельности Начинается урок, Он пойдёт ребятам в прок.

Интересные заданья, Игры, шутки – всё для вас! За работу, в добрый час! 2.Постановка цели урока — Оценивать вашу работу будут родители.

— Мы разбились вчера на команды- выбрали названия. А предлагала я такие слова Доска:глупыши чародеи живчики чумазики смельчаки ворчуны крепыши весельчаки -Что общего у этих слов?

(орфограмма на тему: «Ча-ща, чу-щу, жи-ши правильно пиши») Тема урока- (дети) Доска:Ча-ща, чу-щу, жи-ши правильно пиши -Капитаны, объясните почему ваши команды выбрали именно эти названия (мы все здесь веселые, в нашей команде собрались все смелые дети и т.д) -Все дружно правила работы в команде Говорим вежливо, говорим по очереди, не перебивая друг друга, внимательно слушаем, четко высказываем свое мнение, соблюдаем порядок на парте, уважаем мнение собеседника. …………………………………… Команда – это значит вместе, Команда – все за одного.

Тема урока: «Слова с сочетаниями жи — ши.

Разнообразные упражнения, способствующие лучшему усвоению правил». Русский язык. 2-й класс

  1. , учитель начальных классов

Разделы: Класс: 2 Цели:

  • Научить детей составлять небольшой текст по рисункам, по опорным схемам.
  • Сформировать навыки правописания слов с сочетаниями жи – ши. Составлять из слов предложения и текст.
  • Воспитания наблюдательности, развивать внимания, орфографической зоркости учащихся.

Оборудования: Учебник, таблицы, сигнальные карточки, эмблемы (об охране природы), компьютер, экран, карточки – “осенние листья”, магнитная доска, магнитофон.

Тип урока: Классический (по технологии развивающего обучения). Ход урока I. Актуализация знаний.

1. Психологическая атмосфера (Рассказ учителя под музыкой). Ребята! Положите руки на парты.

Опустите голову, закройте глаза. Представьте, наш кораблик спокойно продолжает свой путь по океану “Орфография”. Ваши плечи, мышцы расслаблены.

Вокруг тишина. Мирно плещется о борт волна. Вам хорошо, спокойно. Мысли только светлые, добрые. Вы полны сил и энергии. Вы многое знаете и умеете.

Откройте глаза, продолжаем урок. 2. Орфографическая пятиминутка.

Читайте слова и скажите, как будет, если они много. Рифмовка – запоминалка. Чиж — , уж — , еж — , стриж – Ж – рафы, мыш – и морж – Маш – ны, ш – ны, камыш – Запомни слоги жи и ши.

(заучивание стихотворения) — Словарная работа (чижи — стрижи).

Korholding.ru

ЖИ, ШИ ПИШИ С БУКВОЙ И!

— Какое правило мы должны знать? — Сочетание жи и ши пиши с И! — Почему? — ж, ш – всегда твердые. — ч, щ – всегда мягкие. 3. Фонетический анализ слова. I ряд – чижи II ряд – ужи III ряд – ежи.
После Ж, Ш никогда не пишется Ы, даже если слышиться! Прочитай эти слова, скажи, что слышится после «ж» и «ш», и почему пишется «и»: жить (wohnen), шить (nähen), ножи (Messer), мыши (Mäuse) ЧА, ЩА ПИШИ С БУКВОЙ А! После Ч, Щ никогда не пишется Я, даже если слышиться! Прочитай эти слова, скажи, что слышится после «ч» и «щ» и почему пишется «а»: чаща (Dickicht), чай (Tee), щукa (Hecht), чудo (Wunder) Говорят, нет правил без исключений!

Но, как ты видишь, в русском языке есть даже два таких правила! Если ты где-то увидишь слово с Ы после Ж, Ш или Я после Ч, Щ, ты можешь быть уверен, что это ошибка!

Найди в этих словах ошибку: жир, мыши, пиши, рыжик, лыжи, мышиный, часто, мяч, шар, чайка, щавель, ячмень, широкий, ошибка, ножик, жыдкий, счастливый, щи, широкий, чудесный, чучело, шило Содержание: Сайт использует куки для предоставления сервиса и подбора релевантных для вас рекламы и списка вакансий. Используя сайт, вы подтверждаете, что вы прочитали и поняли политику о куки, политику конфиденциальности и наше пользовательское соглашение.

Эти политики и соглашения регулируют использование продуктов и сервисов Stack Overflow, включая сеть Stack Overflow.

Жи, Ши. А в словах Желтый, Оранжевый пишется е, почему? Обратите внимание на орфографическую ошибку в формулировке темы вопроса: «пишетЬся».

Надо бы исправить, некрасиво! Теперь по сути вопроса. Возможно, я многих удивлю, но в некоторых официально утверждённых учебниках нач. школы правило так и формулируется: «ЖИ-ШИ не всегда пишется с буквой И», имея ввиду безударную Е (жЕтон).

Урок по русскому языку во 2-м классе по теме «Правописание буквосочетаний жи-ши, же-ше»

  1. , учитель немецкого языка

Разделы: , Цели:

  1. образовательная: расширение кругозора учащихся, создание на уроке ситуации успеха, развитие умений оценивать свою работу
  2. воспитательная: воспитание умения слушать и слышать, воспитание аккуратности, прилежности
  3. развивающая: развитие орфографической зоркости, тренировка слуховой памяти, развитие умений производить звуко-буквенный анализ слов
  4. практическая: формировать навык правописания буквосочетаний жи-ши, же-ше в словах

Задача: сопутствующая: совершенствование каллиграфических навыков, умений делить слово на слоги Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, мультимедийная презентация, плоскостные наглядные пособия, бэджи с буквами ж, ш Учитель: Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, уважаемые гости! Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро Солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам!

Учитель: Садитесь, ребята. Сегодня на уроке мы отправляемся в сказочное путешествие.

(слайд 1, см. ) Давайте проверим, все ли мы взяли с собой: учебник – это наш компас, по нему мы будет сверять путь, ручка и карандаши – наши волшебные палочки, тетрадка – наша карта путешествия. Учитель: Тема нашего урока – “Путешествие в страну Буквосочетаний” (слайд 2). Нам предстоит узнать (слайд 3) , какие буквы живут в стране Буквосочетаний, с кем они дружат, а с кем – нет, мы попробуем разгадать их секреты и найти на все вопросы ответы.

«Жи-ши» пиши с буквой «и»! Правила «чу-щу, ча-ща, жи-ши»

На уроках родного языка нас обучают правильному безошибочному письму. Как только первоклассники уже могут читать и писать большую часть букв русского алфавита, они знакомятся с первыми В первую очередь узнают правила «жи-ши», «чу-щу», «ча-ща».

Наверняка у каждого из нас прочно сидят в голове строчки: «жи-ши» пиши с буквой «и», «ча-ща» пиши с буквой «а», «чу-щу» пиши с буквой «у», не так ли?Но давайте рассмотрим подробнее, почему появилась надобность знать данное правило.Оказывается, написание слов с «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу» тесно связано с фонетикой, то есть со звуками речи.

Этот раздел языка очень не любят как дети, так и их родители, которые вынуждены учиться вместе с ребенком. И многие просто не понимают, к чему этот «фонетический разбор слов» и что он дает.В русском языке есть твердые и мягкие согласные, которыми они становятся за счет гласных букв «е», «е», «я», «ю», «и», а также мягкого знака.В качестве примера возьмем слова «мэр и «мел».

В первом слышится звук [м], он является твердым, в другом же слове он стал мягким [м’] благодаря букве «е», которая так ласково изменила его произношение.Но в алфавите есть такие буквы, звуки которых никак не могут стать мягкими, и они всегда обозначаются как твердые. Это [ж], [ш], [ц], никакая гласная буква не в состоянии смягчить их, они всегда произносятся одинаково твердо: жук, жюри. Попробуйте сами.А вот звуки [ч’], [щ’] [й’], напротив, всегда мягкие и никак не смогут стать тверже: честь, час, чудо, какая бы гласная

«Жи-ши» пиши с буквой «и»!

Правила «чу-щу, ча-ща, жи-ши»

Содержание статьи

    Из-за чего возникают проблемы?Почему так?Как не забыть правилоЭто интересно На уроках родного языка нас обучают правильному безошибочному письму. Как только первоклассники уже могут читать и писать большую часть букв русского алфавита, они знакомятся с первыми орфограммами русского языка. В первую очередь узнают правила «жи-ши», «чу-щу», «ча-ща».

    Из-за чего возникают проблемы? Наверняка у каждого из нас прочно сидят в голове строчки: «жи-ши» пиши с буквой «и», «ча-ща» пиши с буквой «а», «чу-щу» пиши с буквой «у», не так ли?

    Но давайте рассмотрим подробнее, почему появилась надобность знать данное правило.

    Оказывается, написание слов с «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу» тесно связано с фонетикой, то есть со звуками речи.

    Этот раздел языка очень не любят как дети, так и их родители, которые вынуждены учиться вместе с ребенком. И многие просто не понимают, к чему этот «фонетический разбор слов» и что он дает.

    В русском языке есть твердые и мягкие согласные, которыми они становятся за счет гласных букв «е», «е», «я», «ю», «и», а также мягкого знака.

    В качестве примера возьмем слова «мэр и «мел».

    В первом слышится звук [м], он является твердым, в другом же слове он стал мягким [м’] благодаря букве «е», которая так ласково изменила его произношение.

    Но в алфавите есть такие буквы, звуки которых никак не могут стать мягкими, и они всегда обозначаются как твердые.

    Это [ж], [ш], [ц], никакая гласная буква не в состоянии смягчить их, они всегда произносятся одинаково твердо: жук, жюри.

Диктанты с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ — одно из самых первых правил, изучаемых в начальной школе по русскому языку. Не смотря на то, что правило очень простое и из него даже нет исключений, дети все-таки допускают ошибки в написании таких слов. Чтобы отработать и довести до автоматизма написание этих буквосочетаний, пригодятся тексты для диктантов и контрольного списывания на этой страничке.

Диктанты подойдут как ученикам в конце 1 класса, так и во втором классе при закреплении темы. Задание ко всем текстам: подчеркнуть буквосочетания ЖИ, ШИ, ЧУ, ЩУ, ЧА, ЩА.

Как правильно подчеркивать жи и ши, можно посмотреть в статье ЖИ, ШИ пиши с буквой И. Например: малыши, снежинка. Вот шиповник.

Хороши душистые цветы! Около цветов шипы. (8) У реки камыши. Хороши камыши!

Там пушистые малыши утята. (9) У Серёжи Шишкина карандаши.

У Лёши Жирова машинка. Хороши подарки!

(10) У нас живут ёжик и мыши. Ёжик шипит. Наши малыши ждут каши на ужин. (14) Лёша лежит на сене. Сено душисто.

Летают стрижи. У Лёши ягоды шиповника.

(12) У дяди Саши шило. Он шил жилеты для Миши и Даши. Хороши наши жилеты! (14) У дома Маши и Даши играют малыши.

Мы дружим с ними. Наши малыши рады.

(14) У Яши живёт ёжик. Положи ёжику каши в ковшик.

Ёжик бежит. Он спешит на ужин. (15) У Гоши за ширмой живут мыши. Жирный кот плохо сторожит жилище.

Он всё лежит. (14) Зима. Мы бежим по улице.

Мы дрожим от холода. Крыши домов в снегу.

Снег пушист. (15) Крыши жилых домов похожи на столы.

Праздник жи-ши. Правописание слов с сочетаниями жи-ши, цы-ци

  1. , учитель начальных классов

Разделы: Цели.

  • Воспитывать наблюдательность, аккуратность.
  • Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, мышление.
  • Продолжить формирование навыков правописания сочетаний жи-ши, цы-ци.

Оборудование: Карточки для слабых учеников, сигнальные карточки, картинки: стрижи, ужи, ежи, чижи, мыши, жираф, ребус-ужин, кроссворд, лабиринт — жи-ши, высказывание Р.Декарта. Ход урока 1. Оргмомент. 2. Проверка домашнего задания.

На доске ребёнок написал задание, затем все проверяют. 3. Сообщение темы и цели урока. Уч. Что нам необходимо для успешной работы?

Д. Хорошее настроение. Уч. Что может быть визитной карточкой хорошего настроения? Д. Улыбка. Уч. Улыбнитесь друг другу и приступим к работе. На доске высказывание: Р.Декарта “Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять” Как вы думаете, какое имеет отношение к нашему уроку?

(Верно. Полученные ранее знания мы должны правильно применять) Пока работаем устно — 4 ученика по карточкам. (Индивид.по выбору учителя) На доске слова в ед.ч.

нужно назвать во мн.ч. Шалаш -…… Крыша -…… Лужа -……. Карандаш -…. Этаж -…. Нож -….

Чиж -…. Малыш -…. — Какой последний звук вы услышали?

— Какое правило мы должны вспомнить, чтобы не ошибиться при написании слов с сочетаниями жи, ши? Знаем твёрдо: жи и ши. Пишем только с буквой и. На доске записаны слова с сочетаниями цы-ци.